ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК
Том XXIV , С. 450-451
опубликовано: 8 ноября 2010г.

ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК

Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230)Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230)(Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ ἡσυχαστής] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого, написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I, патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей. Прп. Савва дал ему келью, где он в течение 3 лет пребывал в безмолвии, выходя из кельи только на службу в субботу и воскресенье. Через 3 года И. М. стал лаврским экономом, и по завершении срока его служения прп. Савва решил рукоположить его, для чего отправился вместе с ним в Иерусалим к свт. Илии I (II), патриарху Иерусалимскому. И. М. пришлось открыть Илии, что он уже был рукоположен во епископа, взяв с того обещание не разглашать тайну. Прп. Савва получил откровение о причине отказа Илии рукоположить И. М., но также сохранил все в тайне. И. М. жил в затворе до того момента, когда прп. Савва вынужден был во 2-й раз покинуть мон-рь и уйти в добровольную ссылку (503). И. М. также оставил мон-рь и отправился в пустыню Рува, где в уединении и безмолвии прожил 6 лет. Однажды, собирая траву, к-рая служила ему пищей, преподобный удалился от своего жилища и потерял обратную дорогу. Едва живой от усталости, он был перенесен к своему убежищу Божественной силой. Во время одного из набегов арабов в Палестину Бог послал льва охранять И. М. Вернувшийся из ссылки прп. Савва убедил И. М. вновь переселиться в лавру. Здесь преподобный провел оставшиеся дни жизни, безмолвствуя и не покидая кельи (даже для участия в похоронах прп. Саввы), за исключением тех неск. месяцев, когда власть в лавре была захвачена оригенистами (547).

К И. М. приходили за духовным советом как монахи лавры и близлежащих мон-рей, так и миряне. Еп. Еферий, который был в паломничестве в Иерусалиме и не смог отплыть к себе на родину из-за неблагоприятного ветра, в видении получил повеление пойти к И. М., у к-рого провел 2 дня. И. М. рассказал Еферию о том, что он сам был епископом, от него об этом узнали остальные монахи. Благодаря строгой аскетической жизни И. М. стяжал дар чудотворения, в т. ч. он исцелил бесноватого подростка, свидетелем чему был автор Жития Кирилл. Имея упование на Бога, И. М. посадил прямо на скале семя смоковницы, сказав, что если оно прорастет, то и Бог даст ему Царствие Небесное. Семя дало росток, а через 3 года на нем появились 3 смоквы. И. М. увидел в этом знак скорой смерти и стал готовиться к ней.

И. М. на протяжении всей жизни придерживался строго православных взглядов. Кирилл сообщает, что он был противником несторианина Феодора, еп. Мопсуестийского, и сторонником игумена лавры Геласия в борьбе с монахами-приверженцами оригенизма. Выступал И. М. и против монофизитов, о чем свидетельствует история с обращением из монофизитства в Православие племянника диакониссы Великой ц. Василины.

Почти все греч. рукописи Жития содержат приписку, что И. М. умер 7 дек. (без указания года). Однако перевод Жития на груз. язык, сделанный в кон. VII в., содержит указание, что И. М. скончался в среду 8 янв., т. е. в 559 г. (см. Garitte. 1954). Эту дату как более надежную принимает большинство ученых.

Келья И. М. сохранилась до наст. времени, она находится за пределами совр. территории мон-ря на вост. стороне ручья Кедрон и представляет собой башню, внутри к-рой на разных уровнях находятся собственно келья, цистерна и часовня, где можно было совершать также и Евхаристию. Келья была сооружена, а затем перестроена еще при жизни святого (Patrich. 1993. P. 337). Мощи прп. И. М. видел в мон-ре прп. Саввы рус. паломник игум. Даниил (1107) («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 59).

Визант. синаксари чаще всего помещают память И. М. под 7 дек., в др. греч. календарных и агиографических сборниках его память встречается также под 3, 6, 8, 9 дек., 8 янв. В Римском Мартирологе - 13 мая.

Самый древний перевод Жития И. М. на слав. язык содержится в Супрасльской Минее-Четье (XI в.). В слав. Прологе под 7 дек. помещено сказание об Иоанне Постнике, т. е. И. М. В Великих Минеях-Четьях митр. Макария под 5 дек. помещена синаксарная заметка, посвященная И. М. (названному Иоанном Постником), в котором приводятся важные сведения по церковной истории Палестины. Так, в заметке сообщается, что патриарх Иерусалимский Иоанн III отступил от правосл. положений IV Вселенского Собора в Халкидоне и впал в ересь монофизитства. Он принуждал И. М. присоединиться к ереси. Тот отказался, и, претерпев от патриарха бичевания, вынужден был уехать в К-поль. Затем еретики заключили его в темницу в Халкидоне, где И. М. пребывал 20 дней без хлеба и воды. Найдя его после этого живым, преследователи освободили его и прогнали из города. И. М. вернулся в лавру прп. Саввы, где и скончался, сотворив много чудес и написав неск. книг против еретиков (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 579-580). В основе этого сказания скорее всего лежит греч. оригинал, источником к-рого было несохранившееся пространное Житие. На то, что оно, по всей вероятности, существовало, косвенно указывает ремарка в Житии И. М. Кирилла Скифопольского: «И это, отобрав из много немного, я изложил письменно, опустив рассказ о его борениях за веру... и гонениях, которые он претерпел по Евангелию за апостольские учения. Но рассказать о его подвигах я предоставляю другим писателям - ведь я прекрасно знаю, что многие... после его кончины постараются описать борения, гонения и опасности, которые он претерпел за православную веру...» (Vita Ioannis. P. 221, 18-26).

Ист.: BHG, N 897-898; ActaSS. Mai. T. 3. Col. 14*-18*, 230-236; SynCP. Col. 277, 286-288, 292; MartRom. P. 187. Not. 6; Kyrillos von Skythopolis. Vita Ioannis Hesychastae / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 201-222. (TU; Bd. 49. H. 2); idem. Vita Euthymii // Ibid. S. 71, 83; idem. Vita Sabae // Ibid. S. 105, 113, 189, 195; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 328; Житие св. Иоанна, епископа и Молчальника // Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 3; ЖСв. Дек. С. 53-68.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. C. 492; Garitte G. La mort de S. Jean Hésychaste d'après un text georgien inédit // AnBoll. 1954. Vol. 72. P. 75-84; Festugière A. Les moines d'Orient. P., 1963. T. 3. [Pars] 3: Les moins de Palestine. P. 9-33; Berrocchi P. Giovanni il Silenciario // BiblSS. Vol. 6. Col. 904-905; Flusin B. Miracle et histoire dans l'oeuvre de Cyrille de Scythopolis. P., 1983; Aubert R. Jean L'Hésychaste // DHGE. T. 27. P. 135-137; Hirschfeld Y. The Judaean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: the Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; Patrich J. The Hermitage of St. John The Hesychast in the Great Laura of Sabas // Liber Annuus. 1994. T. 43. P. 315-337; idem. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 231-232; Афиногенов Д. Е. Иоанн III, патриарх Иерусалимский,- православный или монофизит? // ВДИ. 2009. № 3. С. 13-17.
А. Б. Ванькова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
  • АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
  • АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг., 20 сент.)
  • АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)